Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад  «Гнёздышко»

Приглашаем в мир сказки, музыки, творчества, фантазии...

 

 

Образование

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения метода социо-игровой стилистики

 
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ГНЁЗДЫШКО»

Павлова А.Б., Ситница В.С., Л. В. Никитина, Ф. Ф. Файзуллина

 

ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО  ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛИСТИКИ

город Новый Уренгой

2013

Рецензент:

К. В. Григорьева                                    директор МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко»

 

 

Авторский коллектив:

С. А. Такасеева                 заместитель директора по ВМР МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко»

А.Б. Павлова                     педагог-психолог  МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко»

В.С.Ситница                      воспитатель  МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко»

Л. В. Никитина                  воспитатель МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко»

Ф. Ф. Файзуллина             воспитатель МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко»

 

 

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения метода социо-игровой стилистики.Методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования. - Новый Уренгой, 2013 г., с. – 19.

 

      Методическое пособие по использованию метода социо-игровой стилистики в работе с детьми для развития творческого воображения разработано на базе МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко».

 

В разработке представлена система работы по развитию творческого воображения у дошкольников посредством социо-игровой стилистики. Определены психолого-педагогические принципы развития межличностных отношений в детском коллективе, технологические особенности организации и проведения НОД с дошкольниками 5-7 лет.

 

     Разработка может быть полезна воспитателям, педагогам-психологам и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛИСТИКИ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,

                     в результате чего происходит эффект добровольного

                                                                                                обучения, тренировки и научения»

                                                                                                                                                                      В.М. Букатов.

Актуальность данной темы.Одной из основных задач направления «Познавательно-речевое развитие» является формирование познавательных процессов.Наиболее важным из психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребёнка, является воображение. Воспитание творчески активного молодого поколения - одна из главных задач современного общества. И решать её необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения. Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение - своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы.

Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как: О.М. Дъяченко, Л.С. Выготский А.И. Кириллова, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, и др. Они отмечали, что дошкольный возраст является сензитивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.

Актуальность темы определена следующими проблемами: 1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. 2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. 3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. 4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. 5. Воображение в значительной степени определяет эффективность воспитательно – образовательной деятельности в  ДОО.

Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества. Но воображение, как любая психологическая функция ребёнка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, особенно когда ребёнок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Цель нашей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование социо-игровых приёмов.

Задачи: 1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. 2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами социо-игровой стилистики. 3. Подобрать диагностические методики (методика Э. Торренса «Неоконченный рисунок», методика Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Р. И. Говоровой, Л. И. Цеханской «Морской берег»), для выявления уровня развития творческого воображения детей. 4. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами социо-игровой стилистики.

Задачи в работе с детьми: - Развивать воображение и творческие возможности детей.

 - Обогащать и расширять личный опыт детей.

 - Побуждать ребёнка экспериментировать.

-  Поощрять и поддерживать творческие находки.

- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

 - Воспитывать положительное отношение ребёнка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, её результату.

- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со   сверстниками. Одно из требований  ФГОС  ДО - уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Ориентируясь на новые подходы  в системе образования, в педагогической практике   актуально применять социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Сегодня человеку для полноценной  жизни  в обществе, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для  воспитания  сегодня как никогда актуально «лучшее правило – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.  

  Соответствовать данному утверждению может помочь современная педагогическая технология -  «Социо-игровая педагогика», представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко,  Александрой Петровной  Ершовой и Вячеславом Михайловичем  Букатовым.

Следуя их  советам,  образовательную  деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).  Данную технологию можно  использовать в организации образовательной деятельности. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную. 

Что подразумевается под первой частью составного термина - социо? По  мнению авторов, социо - означает  малый социум, поэтому правильное, авторское написание - с дефисом. Правильный смысл, группо-игровая педагогика.

Игра идёт на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности,  даёт возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.                                                                      Включение игры в ход непосредственно образовательной деятельности дело непростое. Существуют противоречия между организованной образовательной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в образовательный процесс.

Повысить воспитательный потенциал НОД помогает социо-игровая технология. Она ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости.                                                                                                                          Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договорённости о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку.                                                                                        Собственная деятельность – это деятельность, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.     

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это даёт положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

Опыт нашей работы показывает, что именно использование социо-игровых приёмов в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Работая в этом направлении, мы убедились в том, что приёмы социо-игровой стилистики позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

      Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста показало её актуальность на современном этапе развития общества. Анализ источников по проблеме позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми метода социо-игровой стилистики, как наиболее эффективных в решении данной задачи. Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении. Нами разработана и апробирована система работы по развитию творческого воображения детей средствами социо-игровой стилистики. Была выявлена её эффективность.

Вышеизложенное и предопределяет актуальность проблемы, заключающейся в необходимости применения социо-игровой стилистики с цельюразвития творческого воображения детей.

Сущность опыта.Использование метода социо-игровой стилистики для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования.Процесс развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования.Содержание системы работы по развитию творческого воображения дошкольников посредством социо-игровой стилистики.

Цель исследования.Оптимизация процесса формирования творческого воображения дошкольников посредством социо-игровой стилистики.

      Задачи исследования:

1.      Выявить методические и технологические особенности в развитии творческого воображения дошкольников.

2.      Классифицировать игры с учётом направленности воздействия на развитие творческого воображения дошкольников.

3.      Разработать систему работы по использованию игр с применением социо-игровой стилистики с целью развития творческого воображения детей.

Гипотеза исследования.В основе рабочей гипотезы лежали  известные научно-теоретические положения, свидетельствующие о том, что развитие творческого воображения дошкольников является одним из наиболее значимых факторов формированияличности ребёнка.

Условия формирования опыта.Опыт работыпо развитию творческого воображения дошкольников посредством социо-игровой стилистики формировался на базе МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко» г. Новый Уренгой. Участники педагогического процесса – дошкольники 5-7 лет. В процесс были вовлечены воспитатели, педагог-психолог, воспитатель-эколог.

Теоретическая база опыта. В своей деятельности мы руководствовались основными положениями методик В. М. Букатова, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой. За основу взята ООП МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко», разработанная с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, технологии В. А. Петровского «Построение развивающей среды», элементов метода ТРИЗ, проблемного обучения Д.Дьюи.

Научная новизна. При проведении игр на развитие творческого воображения с применением социо-игровой стилистики, участники (дети, дошкольники) выступают активными партнёрами, создателями, «соделывателями» игры в образовательном процессе.

Разработаны: система работы, выявлены методические и технологические особенности использования игр на развитие творческого воображения с применением социо-игровой стилистики в коллективе дошкольников 5-7 лет.

Продуктивность опыта. Использование игр на развитие творческого воображения с применением социо-игровой стилистики позволяет «взрастить» у ребёнка веры в свои силы, сформировать его позитивное самовосприятие, желание и умение сотрудничать, потребность в общении со сверстниками, помогает становлению его индивидуальности и значимости как личности.

Трудоёмкость опыта. Для проведения некоторых игр необходимо предварительное изготовление дидактического материала.

Возможность внедрения.Опытможет быть использован воспитателями, педагогами-психологами и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителями.

 

 

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛИСТИКИ.

В процессе наблюдений за детьми мы пришли к выводу, что одним из средств развития творческого воображения могут выступать элементы социо-игровой педагогики (Е.Е. Шулешко, В. Букатов, А.Ершова). Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации игры, НОД, как  жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами). В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и общего дела. 

Отличие социо-игровой педагогики от традиционной:

Взгляды традиционной педагогики

Взгляды социо-игровых подходов

1.Педагоги в НОД стремятся достичь
научного результата.

1.Педагоги в НОД воссоздают жизнь.

2. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо»,
«правильно – неправильно».

2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

3. Опора на дискретность:
Цель – задачи – приёмы – результат.

3. Отсутствие дискретности (научного подхода). Социо-игровая дидактика –
своеобразный клубок. Принципы взаимно
пересекаются как волокна составляющие нить.

4. Педагог в роли «судьи».

4. Педагог в роли «советчика».

5. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность.

5. Главные качества детей:
- развитие самосознания;
- умение сравнивать свои знания со знаниями других детей;
- оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;
- тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

6. Педагог в позиции «над», «рядом»
Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения.

6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».

7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного воспитания, но оценивается положительно.

7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

8. Организация НОД с использованием социо-игровых приёмов.

8. Организация НОД как игры – жизни между микрогруппами и одновременно каждым из детей.

9. Педагог не выходит за границы намеченного содержания НОД.

9. Педагог должен идти от детей.

10. Дети работают на педагога.

10. Дети работают на себя.

 

Социо-игровая педагогика способствует:

  1. Движению – в НОД дети подвижны.
  2. Смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях, видах деятельности.
  3. Неуверенным детям преодолеть нерешительность.
  4. Самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению. 
  5. Сближению педагога с детьми. 

Работа по развитию творческого воображения дошкольников посредством социо-игровой стилистики должна базироваться на следующих принципах:

·         Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

·         Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

·         Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

·         Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

·         Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

·         Преодоление трудностей.

·         Движение и активность.

·         Жизнь детей в малых группах, в основном в пятерках, бывает в четвёрках и тройках.

·         Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

     В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается творческое воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Методические и технологические особенности системы.

         Условия применения социо-игровой технологии:        

1. Разработка календарно-тематического планирования.                                                                                                      2. Соблюдение вариантов деления на группы.                                                                                  3. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.                                     4. Смена темпа и ритма.                                                                                                                      5. Использование игр разнообразного характера.                                                                                            В работе  необходимо использовать  разные методы активизации мыслительной деятельности:    

 I. Методы, повышающие познавательную активность.                                                                           II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.                                                                        III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.                                                                                                                                            IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.                                            Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.                                                                          

Последовательность введения игр:                                                                                                                              Игра для рабочего настрояпробудить интерес детей друг к другу: «Рыба-птица-зверь»,  «Летает - не летает»,   и др.                                         

Игры разминки  элемент соревнования, доступность: «Запрещённое движение»,  «Земля, воздух, огонь, вода»,  «Да-Нет», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.                                                                              Игры  социо- игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит»,  «Пожелание»  и др.

Для приобщения к делу – усвоение или закрепление учебного материала.

Игры творческого самоутвержденияхудожественно-исполнительский результат действия: «Браво», «Сценки-истории», «Животные»,  и др.                                                                                                       Игры вольные, требующие передвиженияпростор и свобода передвижения: «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др.

Предполагаемые результаты:

- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;                                                                                                                                        - у детей развито речевое взаимодействие;                                                                   - сформируется позитивное отношение к окружающему миру,  другим людям,  самому себе,  к сверстникам;                                                                                                      

- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;                                                                                                                              - у них нет чувства страха за ошибку.                           

В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

 •  помочь детям научиться эффективно общаться;

 • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

 • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

 • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

 Социо- игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Задачи социо-игровой стилистики.

·                Повышение качества образования детей.

·         Снятие страха перед деятельностью.

·         Развитие индивидуальности  и сообразительности детей.

·         Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

·         Формирование у детей навыка слаженной работы.

     Для достижения положительных результатов в развитии у детей творческого воображения нами были определены этапы организации деятельности между всеми участниками образовательного процесса:

1 этап – подготовительный – проведение педагогом-психологом ДОО семинара-практикума для воспитателей «Применение метода социо-игровой стилистики в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками»; изучение педагогической литературы по теме исследования; проведение диагностики на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;

2 этап - выстраивание смысловой цепочки направления деятельности - внесение предложений в организацию и содержание процесса развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста; разработка механизмов (этапов) процесса развития творческого воображения старших дошкольников с применением метода социо-игровой стилистики; формирование умения детей общаться (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнёра, развивается собственная речь; общение является целью – ребёнок на практике осознаёт, как ему надо организовать своё общение в микрогруппе, чтобы выполнить образовательную задачу);

3 этап - планирование предстоящей деятельности – выбор темы, цели, программных задач; подбор методов, приёмов, содержания материала по развитию творческого воображения старших дошкольников; выявление технологических особенностей при построении процесса развития творческого воображения; подготовка практического материала (демонстрационного, раздаточного); общение – это педагогическое средство, т. е. через общение мы развиваем дошкольников; классификация игр на развитие творческого воображения старших дошкольников.

4 этап - практический - создание условий для работы с детьми. Цель: развивать у детей творческое воображение; совместная деятельность педагога с детьми направлена на реализацию задач и строится в следующей последовательности: выделение проблемы – вводное слово, описание принципов,  содержания форм, средств, используемых в работе; объединение в группы для решения проблемы, с последующими комментариями; представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы; разминка; рефлексия.

Практическая значимость заключается в том, что использование игр на развитие творческого воображения посредством социо-игрового стиля способствует развитию коммуникативных навыков, самосознания и творческого воображения.  Дети стали способны сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её, когда это нужно, умеют сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

Опыт применения  игр на развитие творческого воображения методом социо-игровой стилистики  в работе с детьми  показал достаточно высокие результаты:

-  дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;

-  у детей развивается коммуникация;

- детский коллектив стал намного дружнее;

-  у детей нет чувства страха за ошибку;

- развивается любознательность и воображение;

- преодолевается застенчивость;

- повышается уровень познавательных и творческих способностей.

     В контексте вышеизложенного очевидно, что поставив перед собой цель, повысилась эффективность любой игры, НОД с помощью социо-игрового метода, мы пришли к выводу, что данная технология помогает обновлению дидактики: организует внимание группы и каждого ребёнка, обеспечивает более полное погружение в тему, интерес ребенка к познавательной деятельности, а также повышает речевую активность детей.
Этот метод повысил воспитательный потенциал игр, НОД, ориентирует воспитателей на поиск способов такого общения с детьми, при котором обязательность уступает место увлечённости.

 

 

Литература:

1.   Агаева Е. Л. «Чего на свете не бывает?» - М.: Просвещение, 1991.

2.     Букатов В. М.  « Бабочка социо - игрового стиля обучения».  

3.     Венгер Л. А.,Запорожец А. В. «Развитие ребёнка». – М.: Просвещение, 1968.

4.     Выготский Л. С. «Развитие высших психических функций». – М.: изд. АПН, 1990.

5.    Давыдов А. «Играя, растём и умнеем». – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

6.    Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет».  - Мн.: ООО «Попурри», 2005.

7.     Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы». - Красноярск, 1999.

8.     Ершова А. П., Букатов В. М.  «Возвращение к таланту», СПб, Образовательные проекты»; М.: НИИ школьных технологий, Сфера, 2009. 

9.     «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру».

Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред.

В. М. Букатова. СПб.: Речь;

10.   Калинина Р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения». – СПб.: Издательство «Речь», 2001.

11.   «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения

дошкольников»: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада /Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.

12.   Мищенкова Л. В.  «25 развивающих занятий с первоклассниками». - Ярославль: Академия развития, 2005.

13.    Натарова В. И.  «Возрождение национальной культуры и воспитание патриотических чувств». – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.

14.   Петровский В. А. «Построение развивающей среды».

15.Рымчук Н. С.  «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет». Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности. – (Золотая коллекция игр). – Ярославль: Академия развития, 2009.

16.Субботина Л. Ю.  «Развитие воображения детей». – Ярославль: Академия развития, 1997.

17.Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике»,  Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990.

18.   Интернет ресурсы: ОП «Мой университет». Бесплатный электронный курс

http://www.moi-univesitet.ru.//; «Из закромов социо-игровых приёмов обучения дошкольников»,Открытый урок: www.openlesson.ru.

 

Приложение 1.

Методические приёмы, применяемые в играх, НОД на развитие творческого воображения дошкольников посредством социо-игровой стилистики.

1-е правило.

Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 4-5 детей.  Деятельность дошкольников в малых группах – самый  естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

На группы можно поделиться:                                                                                                                             -по цвету волос, глаз, одежды;                               

- по названию фруктов , например: яблоко, апельсин, ананас, цветов, животных и т.д.   

·   2-е правило.

Смена лидерства.

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

·         3-е правило.

Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

·   4-е правило.

Смена темпа и ритма.

Менять темп и ритм помогает ограничение по времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет своё начало и конец  и требует определённой сосредоточенности.

·                5-е правило.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности,  что соответствует современным требованиям.Обучение происходит в игровой форме. Для этого можно использовать различные игры, развивающие внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

·         6-е правило.

Ориентация на принцип полифонии: «За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками  добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, а кто-то меньше.

Ключевые идеи

·                Основная идея  данной технологии – организация собственной деятельности детей, собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: ДЕЛАЕТ, СЛУШАЕТ, СМОТРИТ и ГОВОРИТ.

·         Иди от детей.

·         Вместе мы сила.

Для организации детей мы используем деление детей на микрогруппы, которые позволяют ребёнку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.
1.Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям осуществляем по следующим принципам:

  • чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
  • одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т.п.);
  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой команды;
  • со своими друзьями;
  • с тем, с кем живешь рядом;
  • с кем спишь рядом в детском саду;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом;
  • с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
  • по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п.;
  • найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, (или домашние животные: кошка, собака, морская свинка и т п.).

2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком):

  • отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

3. Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, пятёрок).
Возможные варианты заданий:

  • составить рассказы про свою семью, любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.
  • нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё), сделать аппликацию или подделку, слепить;
  • составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

4. Деление на подгруппы по разрезному (раздаточному) материалу.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
      Предлагаем детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

Приложение 2.

Классификация игр, направленных

на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

с применением метода социо-игровой стилистики

Тематика игр

Цель

Название игр и упражнений

Литература

1

2

3

4

Игры для рабочего настроя

Пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть.

«Буквы-загадки»

«Эхо»

«Волшебная палочка»

«Неиспорченный телефон»

«Летает - не летает»

 

« Бабочка социо - игрового стиля обучения.   Автор-составитель

В. М. Букатов.

Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы». - Красноярск, 1999.

А. П. Ершова, В. М. Букатов «Возвращение к таланту», СПб, Образовательные проекты»; М.: НИИ школьных технологий, Сфера, 2009.  «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру».

Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред.

В. М. Букатова. СПб.:  Речь;

«Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения

Дошкольников»: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада /Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.

Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике»,  Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990.

Игры-разминки (разрядки)

Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьёзного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Они могут использоваться педагогом для разрядки трудоёмкой и затянувшейся работы или наоборот, ожидания, т. к. дадут детям возможность размяться не демобилизовываясь.

«Руки – ноги»

«Заводные человечки»

«На 5 органов чувств»

«Слова на одну букву (звук)»

«Ловить зверюшку»

Игры социо-игрового приобщения к делу

Могут использоваться педагогами в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

«Эхо»

«Спор предлогами»

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

«Составь слово»

«Пишущая машинка»

«Знаки препинания»

Игры творческого самоутверждения

Эти игры имеют свою специфику: при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

«Стихи по ролям»

«Заданные слова»

«Тело в деле»

«Фраза с заданными словами»

«Собрать диалог»

Игры вольные (на воле)

Включают игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения.

«Воробьи – вороны»

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

«Слова на одну букву (звук)»

«Люблю – не люблю»

«Встань по пальцам»

«Зеркало»

«Изобрази профессию»

«Повторяй движения»

Игры на развитие экологических представлений

Развитие творческого воображения, абстрактного мышления, изобретательности, внимания, умения составлять описательный рассказ, фантазии, наблюдательности, речи, положительных эмоций.

«Ходьба по облакам»

«Волшебная палочка»

«Почтовый ящик»

«Вкусные вещи»

«Сказочное растение»

«Рисунок в несколько рук»

«Превращения»

«Домашние животные»

«Волшебный лес»

«Фантастические гипотезы»

«Животный мир»

«Постановка необычных проблем»

«Нелепые картинки»

«Необычное животное»

«Фантастический образ»

«Незаконченные рисунки»

«Изобретатель»

«Подписи к фотографиям»

«Тропинка»

«Неоконченные рассказы»

«Королевство сказок»

Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» - М.: Просвещение, 1991.

Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет».  - Мн.: ООО «Попурри», 2005.

Л. В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками». - Ярославль: Академия развития, 2005.

В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание патриотических чувств». – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.

Н. С. Рымчук «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет». Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности. – Ярославль: Академия развития, 2009. – (Золотая коллекция игр).

Л. Ю. Субботина «Развитие воображения детей». – Ярославль: Академия развития, 1997.

Игры на развитие творческого воображения

Развитие наблюдательности и внимания, речи, творческого воображения, мышления, умения вникать в логику других, согласовывать свои действия с другими, положительных эмоций.

«Волшебники»

«Цепочка слов»

«Бином фантазии»

«Полиномы фантазии»

«Творческая ошибка»

«Оживление предметов»

«Конструирование загадки»

«Создание лимерика»

«Лжезагадки»

«Стеклянный человечек»

«Салат из сказок»

«Сказка наизнанку»

«Перевирание сказки»

«Сказка в заданном ключе»

«Что было потом»

«Фантастический анализ»

«Карты Проппа»

«Лжезадачи»

«Великие кляксы»

«Что у меня получится»

«Я придумал это САМ!»

«Несуществующее животное»

«Восхитительные облака»

«Три краски»

«Наши закорючки»

«Зеркальное отображение»

«Чертим и строим»

«Вообрази и расскажи»

«Ассоциации»

«Приключение»

«Слушай и рисуй»

 

 

Приложение 3.

Букатов В. М. «О бабочке социо-игрового стиля».

Автор: Букатов ВячеславМихайлович

Аннотация:

В социо-игровой педагогике как талисман по преодолению заорганизованности дидактических игр возникла своеобразная табличка - БАБОЧКА СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ. Бабочка придумана для того, чтобы подсказывать нашей интуиции (которая есть абсолютно у всех!), что педагогу на занятии нужно делать, дабы избежать заорганизованности и уберечь детей от скуки.

Комментарий:

     ВОГНУТОСТЬЮ линий обозначается ожидаемая естественность перехода в соседние ячейки (полусекторы); ВЫПУКЛОСТЬЮ – возможные затруднения в дальнейшем продвижении (что предполагает оказание помощи ведущим).

 

 

 

 

Приложение 4.

Конспект  непосредственно  образовательной  деятельности

по  ФЭМП с применением социо-игрового метода.

Тема:  «Закрепление счёта 20».

Программное содержание:Продолжать учить считать до 20; продолжать знакомить детей с изображением и «записью» каждого из чисел второго десятка; учить называть слова, противоположные по смыслу; развивать логическое мышление, образные представления, воображение, глазомер, зрительную память, внимание, чувство композиции.

План проведения НОД:

1.      Приветствие.

- Ребята, сегодня прекрасный день! Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

      2.  Настрой на предстоящую работу.

- Сегодня мы с вами будем работать в командах. Каждый раз будем выбирать новых капитанов команд. Капитанам я буду давать задания, а они будут их объяснять остальным членам команд.

      3.  Игровая мотивация.

- Ребята, скажите, какие времена года вы знаете?

(Ответы детей).

 

4.  Дети рассчитываются, образуют команды и выбирают капитанов.

- Давайте сейчас рассчитаемся наЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ,  и образуем команды.

 (Дети рассчитываются).

- Теперь каждая команда должна выбрать себе капитана (себя не предлагать!).

(Дети в командах выбирают капитанов).

 

       5. Задание 1.

- Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, ко мне.

 (Воспитатель даёт задание капитанам).

-Теперь объясните задание своим командам и выполняйте его.

 

Задание:

«Решение задач на развитие логического мышления». Игра «Четвёртый лишний».

- В группе предметов найдите лишний. Объясните, почему он лишний.

- Молодцы, с первым заданием справились! Теперь скажите, какие дни недели вы знаете?  (Ответы детей).

- Какие из них – рабочие дни?  (Ответы детей).

- А какие дни выходные?  (Ответы детей).

- Давайте сейчас рассчитаемся на ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ПЯТНИЦА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, и образуем команды.

 (Дети рассчитываются).

- Теперь каждая команда должна выбрать себе капитана (себя не предлагать!).

(Дети в командах выбирают капитанов).

 

       6. Задание 2.

- Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, ко мне.

 (Воспитатель даёт задание капитанам).

-Теперь объясните задание своим командам и выполняйте его.

 

Задание:

«Соедините числа по порядку».

- Молодцы! И с этим заданием справились!

  7. Физминутка.

Игра «Наоборот».

Игра проходит по кругу. В центре круга стоит педагог. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребёнок должен сказать слово, противоположное по смыслу. Воспитатель говорит: «Вверх». Ребёнок отвечает: «Вниз».  (Направо – налево; вперёд – назад; далеко – близко; высоко – низко; над – под; внутри – снаружи; дальше – ближе и т. д.).

Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далёкий – близкий; верхний – нижний; правый – левый. Если дети затрудняются с ответом, то остальные дети хором произносят нужное слово.

 

- Молодцы! Скажите, какие месяцы в году вы знаете?   (Ответы детей).

- Назовите зимние месяцы.  (Ответы детей).

- А какие весенние?  (Ответы детей).

- Давайте теперь рассчитаемся на ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ, АПРЕЛЬ, и образуем новые команды.

(Дети рассчитываются).

- Теперь каждая команда должна выбрать себе капитана (себя не предлагать!).

(Дети в командах выбирают капитанов).

 

8. Задание 3.

- Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, ко мне.

 (Воспитатель даёт задание капитанам).

-Теперь объясните задание своим командам и выполняйте его.

 

Задание:

 «Расставьте знаки: >, <, =».

- Молодцы! И с этим заданием справились! А теперь давайте вспомним, какие мы знаем геометрические фигуры? (Ответы детей).

- Давайте теперь рассчитаемся на РОМБ, ТРАПЕЦИЯ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, и образуем новые команды.

(Дети рассчитываются).

- Теперь каждая команда должна выбрать себе капитана (себя не предлагать!).

(Дети в командах выбирают капитанов).

 

       9. Задание 4.

- Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, ко мне.

(Воспитатель даёт задание капитанам.Дети должны провести линии под диктовку педагога по кругу).

-Теперь объясните задание своим командам и выполняйте его.

 

Задание:

«Сравните по длине».

- Молодцы! У вас всё получается!

- А теперь давайте вспомним цвета радуги?  (Ответы детей).

- Давайте теперь рассчитаемся наКРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, и образуем новые команды.

(Дети рассчитываются).

- Теперь каждая команда должна выбрать себе капитана (себя не предлагать!).

(Дети в командах выбирают капитанов).

 

       10. Задание 5.

- Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, ко мне.

(Воспитатель даёт задание капитанам.Дети должны провести линии под диктовку педагога по кругу).

-Теперь объясните задание своим командам и выполняйте его.

 

Задание:

«Продолжить рисунок по образцу».

10. Итог НОД.

- Молодцы, ребята!

- Что вам больше всего понравилось сегодня?

- А что показалось особенно трудным?

- А что вам показалось наиболее интересным?

- А мне понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы!

- А теперь давайте все вместе встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем друг другу добрые слова, ведь мы же друзья!!

 

 

Приложение 5.

Методика диагностики творческого воображения.

Цель: изучить умения устанавливать ассоциативные связи и составлять творческие рассказы.

Метод: эксперимент.

Материал: картинка с изображением морского берега. На берегу камушки разной величины и формы с чёткими очертаниями (10 штук). Каждый камушек имеет сходство с каким-то предметом, животным и т. д. (Материал и игровая ситуация разработаны Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко, Р. И. Говоровой, Л. И. Цеханской).

Процедура: Ребёнку дают рассмотреть картинку, объясняют, что волшебник превратил разные предметы в камушки на берегу, и предлагают узнать, что или кого в какой камушек он превратил. Затем ребёнку предлагают выбрать любой камушек и придумать историю. Можно использовать наводящие вопросы: «Что это такое?», «Как его можно назвать?», «Как он оказался на берегу?», «Кто его друзья?», «О чём он думает, лёжа на берегу?», «Что бы он хотел изменить?», «Что будет потом?».

Обработка данных: Ответы детей оценивают в баллах, которые фиксируют в диагностической карте. По сумме баллов определяют уровень. Подсчитывают средний балл по каждому показателю на группу воспитанников.

Балльная шкала оценки.

1.      Правильность установления сходства:

- устанавливает правильно, возможна одна ошибка – 3 балла;

- допускает 2-3 ошибки – 2 балла;

- допускает более 3 ошибок – 1 балл;

- не принимает задачу, отказывается отвечать или отвечает ситуативно – 0 баллов.

2. Характеристики составленной истории:

1) Оригинальность:

- история оригинальна, включает неожиданные повороты сюжета, нестандартные аналогии и интерпретации – 3 балла;

- история включает элементы оригинальности – 2 балла;

- история включает набор стандартных событий и интерпретаций – 1 балл;

- история включает называние отдельных, ситуативно воспринимаемых эпизодов – 0 баллов.

2) Последовательность изложения:

- изложение последовательное, прослеживается внутренняя связь событий, отражены причинно-следственные связи – 3 балла;

- взаимосвязи отражают, главным образом, временную и пространственную последовательность – 2 балла;

- эпизоды имеют некоторую внешнюю взаимосвязь, например, через одних и тех же героев – 1 балл;

- эпизоды слабо взаимосвязаны или не взаимосвязаны – 0 баллов.

3) Структурная организованность:

- в истории выделяют зачин, развитие событий, кульминация и развязка – 3 балла;

- в истории прослеживаются отдельные структурные элементы – 2 балла;

- история состоит из набора эпизодов, в которых чётко не выделяются структурные элементы – 1 балл;

- история структурно не организована – 0 баллов.

4) Детализированность:

- использует детализацию в соответствии с идеей сочинённой истории – 3 балла;

- использует отдельные детали, недостаточно взаимосвязанные с идеей сочинённой истории – 2 балла;

- использует отдельные детали спонтанно – 1 балл;

- не использует – 0 баллов.

Шкала оценки уровня сформированности умения устанавливать ассоциативные связи и составлять творческие рассказы:

- высокий – 15-11 баллов;

- средний – 10-5 баллов;

- низкий – 4-0 баллов.

 

сформированности умения устанавливать ассоциативные связи

и составлять творческие рассказы

(в средних баллах)

 

 

 

 

 

Период

Правильность установления сходства

 

Оригинальность

Последовательность изложения

Структурная организованность

 

Детализированность

 

 

 

 

Всего

 

Начало обучения (октябрь 2013 г.)

 

 

2,9

 

 

2,2

 

1,7

 

1,2

 

0,6

 

8,5

 

Завершение обучения (апрель 2014 г.)

 

 

3

 

 

2,7

 

2,6

 

2,0

 

1,3

 

11,6

 

Воспитатель                                                                                   Л. В. Никитина

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

по уровням сформированности умения устанавливать ассоциативные связи

и составлять творческие рассказы

(в %)

 

 

Период

 

 

Высокий уровень

 

Средний уровень

 

Низкий уровень

 

Начало обучения

(октябрь 2013 г.)

 

 

6 (27%)

 

 

13 (59,5%)

 

3 (13,5%)

 

Завершение обучения

(апрель 2014 г.)

 

 

16 (73%)

 

 

6 (27%)

 

-

Воспитатель                                                                   
  
Авторизация
Регистрация
Copyright © МАДОУ «ДС «Гнездышко»